15.10.2020

Власти все чаще учитывают идеи жителей при благоустройстве


Почти 10 млн человек приняли участие в решении вопросов развития городской среды в прошлом году, сообщает минстрой. Люди определяли, какие территории нужно благоустроить в первую очередь, что должно там появиться, какой из разработанных архитекторами проектов больше подходит их городу.

Максимальное вовлечение людей в принятие решений о том, как должны выглядеть города, - это главный залог успеха, говорит зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. Традиционные общественные слушания привлекают мало людей, гораздо более современный и действенный инструмент - онлайн-платформы для голосований по благоустройству, считает Качкаев: "Многие в принципе не готовы участвовать в общественной жизни очно, предпочитая онлайн".

В этом году минстрой и Агентство стратегических инициатив представили Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. В документе, своего рода шпаргалке для муниципалитетов, описывается более 20 форматов работы с жителями - это могут быть фокус-группы и глубинные интервью, лекции и экскурсии, воркшопы и др.

В последние годы комплексным предпроектным исследованиям уделяется особое внимание, отмечает замглавы Фонда ДОМ.РФ Антон Финогенов. Классические методы опросов и фокус-групп, интервью с лидерами мнений и ключевыми для проекта персонами сочетаются с активно применяющимися краудсорсинговыми онлайн-платформами, на которых жители могут поделиться своим мнением, подсказать идеи или, наоборот, указать на проблемы. К примеру, для создания мастер-планов в Суздале и Кисловодске работали целые группы аналитиков и социологов, были запущены платформы "чего-хочет-суздаль.рф" и "чего-хочет-кисловодск.рф".

Благодаря населению удается создавать востребованные общественные пространства, минимизировать конфликты между жителями разных возрастов и между ними и властями, отмечают в минстрое. Кроме того, жители, которые участвовали в обсуждении проектов, аккуратнее, по-хозяйски относятся к благоустроенным территориям, снижается вандализм. Если администрация и архитекторы взаимодействуют с жителями с самого начала проекта и до его завершения, то нет необходимости в коренных переделках проекта, отмечает архитектор Александр Айрапетов. Привлекать жителей к обсуждению нужно на самых ранних стадиях проекта, когда только формируется техзадание на развитие территории, подчеркивает специалист КБ "Стрелка" Рада Константинова. При этом активисты, которые всегда на виду, необязательно выражают мнение большинства - нужно спрашивать более широкий круг людей. Это могут быть жители окрестных домов или "периодические пользователи" - сотрудники офисов, бегуны, велосипедисты. "Можно создать чат, куда войдет рабочая группа проекта со стороны горожан. Важно, чтобы в ней были представители всех заинтересованных сторон", - советует Константинова.

Если людей по-человечески спросить заранее, что им нужно, то не будет вандализма и конфликтов

Тем не менее, зачастую жители ничего не знают о планах мэрии. И это приводит как минимум к неэффективным расходам. Так, активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) сейчас борются за то, чтобы скейтпарки строились с учетом мнения скейтбордистов, говорит координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды Светлана Калинина. "В Рязани за 9 млн рублей сделали скейтпарк, где большинство построенных фигур просто не подходят для катания, - объясняет она. - По мнению спортсменов, катание здесь может привести к серьезным травмам - даже им не удалось прокатиться на этом бетоне". Такие же проблемы в Симферополе и Петрозаводске.

Помимо предпроектных исследований следовало бы проводить и постпроектные, отмечает Финогенов. Это дало бы картину того, какие решения в итоге оказались востребованы, а где необходима доработка.

Процедура проведения онлайн-собраний жильцов была упрощена весной нынешнего года, принятие поправок в Жилищный кодекс ускорила пандемия. Однако информационные системы - голосовать можно через ГИС ЖКХ или специальные региональные системы - пока не готовы к проведению собраний через интернет, считают эксперты.

Поправки в Жилищный кодекс, упрощающие проведение онлайн-собраний жильцов, были приняты в мае нынешнего года. "Такой формат не только упростит процедуру проведения собраний жильцов, но и позволит исключить подделку протоколов, повысит прозрачность процесса", - пояснял тогда замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров.

Проводить собрания онлайн можно было и раньше, отмечает эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук, но для этого было необходимо предварительно провести обычное "бумажное" голосование за такую возможность, поэтому за последние несколько лет такой возможностью воспользовались, по оценке эксперта, лишь около 0,01% домов. Теперь же, согласно закону, жильцы могут собраться сразу в интернете, без предварительного офлайн голосования.

Однако в ГИС ЖКХ воспользоваться такой возможностью до сих пор нельзя, говорит директор АНП "Национальный Жилищный Конгресс" Татьяна Вепрецкая: обратиться в ГИС ЖКХ инициатор собрания может только с копией протокола обычного собрания. В странной ситуации оказались жители новостроек: закон устанавливает для них приоритет проведения онлайн-голосования и тем самым по сути запрещает "бумажное" голосование, без которого, однако, не организовать собрание в интернете.

В системе ГИС ЖКХ не был увеличен с 5 до 60 дней, как предусмотрено законом, срок голосования, говорит заместитель гендиректора Ассоциации "ЖКХ и городская среда" Дмитрий Гордеев. Во время недавно проводившегося онлайн-собрания в его доме в течение 5 дней успели проголосовать собственники, обладающие только примерно 35% голосов. "Практика показывает, что набрать кворум в системе ГИС ЖКХ по затраченным силам сопоставимо с поквартирным обходом", - говорит Склянчук.

Несмотря на то, что кворума не было, ГИС ЖКХ сочло онлайн-собрание состоявшимся и все решения принятыми, рассказывает Гордеев. Кроме того, в системе отсутствовала полная информация об имеющейся у собственников недвижимости. Поэтому владельцы нескольких квартир или машиномест свои решения по "дополнительным" голосам направляли администратору в письменном виде, однако ГИС их не принимала: "собственник уже проголосовал". Те же проблемы и в ЕИАС ЖКХ Московской области, отмечает Гордеев (голосовать разрешается также через региональные системы).

Достаточно случаев, когда инициаторы общих собраний вынуждены отказаться от проведения онлайн собрания в ГИС ЖКХ из-за технических проблем или тяжелого восприятия предложенного интерфейса, добавляет Вепрецкая. При этом существует уже немало коммерческих систем для проведения онлайн-собраний, которые более "дружелюбны" к пользователям, отмечают эксперты. Правильно было бы дать доступ этим системам к Единой системе идентификации и аутентификации, считает руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" Республики Удмуртия Александр Евсеев: "Это повысило бы уровень доверия к таким системам и уровень легитимности таких собрания. Потому что сейчас госорганы не очень понимают, каким образом можно проверить кворум, количество собственников, которые участвовали в собрании". Необходимо установить единые требования ко всем возможным системам голосования, независимо от их форм собственности, считает Гордеев: "А собственники, зная репутацию, сами выберут конкретную систему".

Управляющие компании и председатели ТСЖ по-прежнему побаиваются электронных форм собраний жильцов из-за происков конкурентов и невозможности вступить в прямой диалог с жильцами - известны случаи демпинга цен на жилищные услуги, чтобы "сесть на дом", добавляет Склянчук. Цифровую революцию в сфере управления жилым фондом, по его мнению, ускорила бы обязательность оформления электронного голосования жильцов и приема жилинспекциями итоговых протоколов в электронном виде, считает он.


Рейтинг: 22  Качкаев Павел Рюрикович 0 7

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.