03.07.2020

Рустам Ишмухаметов о значимости поправок в Конституцию

Завершилось голосование по поправкам в Конституцию. По стране явка 65 процентов, по республике – более 90. Мы оказались одним из самых активно голосующих регионов. Но речь не об этом, и даже не о том, что поправки поддержаны абсолютным большинством населения страны и нашей республики. Предлагаю порассуждать о другой стороне данного события, о самой природе общероссийского голосования.
По сути, это уникальный случай в истории не только нашей страны, но и в мировой практике, когда уже принятый федеральный закон, выносится на голосование. Тем самым исключительное право принятия или непринятия поправок предоставляется избирателям, которым доверяется функция контроля за решениями высшего руководства страны. Избиратели становятся своего рода надгосударственным контролирующим органом, хотя ранее такого никогда не было.
Таким образом, данное голосование в корне отличается от любого другого, любых выборов или референдума. По сути, мы наблюдаем новую форму ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, с той лишь разницей, что если большинство моделей общественного договора предполагают передачу гражданами своих прав государству для достижения общего интереса, то в данном случае наоборот государство передало ранее полученные от граждан права и полномочия парламенту и избирателям. Принятие федеральных законов не требует каких-либо дополнительных голосований, однако в данном конкретном случае это было сделано.
Думаю, данное явление требует всестороннего осмысления и изучения. Это крайне интересная практика, которая, возможно, будет применяться в дальнейшем неоднократно. Она продиктована самим состоянием современного общества, стала возможной благодаря принципам гласности, максимальной открытости власти, контролю общества за действиями государственных органов, в том числе с помощью социальных сетей.
Исторически важно, что данная практика впервые применена именно в нашей стране. Этот случай можно сравнить с зарождением принципов парламентаризма. Прообраз парламента в современном его понимании был создан в Англии в 13-м веке и поначалу выполнял довольно узкую функцию – контроль за бюджетно-налоговыми отношениями. Король не имел права вводить новые налоги без согласия совета. Постепенно функции парламента расширялись, и сегодня в большинстве стран ему принадлежит ключевая роль в разработке и принятии всех законов. С появлением парламента человечество шагнуло на новый этап общественных отношений, который сегодня воспринимается, как нечто вполне естественное, но люди, жившие тысячу лет назад, вряд ли смогли бы понять такую форму общественного договора.
То же самое с общероссийским голосованием. Это НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, новый подход к распределению полномочий между государством и отдельными его гражданами, новый способ принятия ключевых решений. Пока сложно сказать, какой будет траектория данной модели отношений, как повлияет на всю систему общественно-политических отношений, каким, благодаря ей, будет управление государством через сотню лет. Но первый шаг сделан.
Рейтинг: 1  Ишмухаметов Рустам Рифатович 0 20

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.