28.08.2014

Выступление Эльвиры Аиткуловой на Городском августовском совещании по образованию «От качества условий- к качеству результатов».

Хайерле кон, хорматле коллегалар! Добрый день, уважаемые участники совещания!    Очень точно сформулирована тема сегодняшней встречи - от качества условий - к качеству результатов. Иными словами мы говорим об эффективности, то есть возможности получить максимально высокий результат при минимальных затратах. Оптимально использовать существующие  и искать новые ресурсы - такую задачу поставил перед всеми отраслями экономики исполняющий обязанности Президента РБ Рустэм Закиевич Хамитов. Проанализировать и оценить, как с этой задачей будет справляться, в том числе образовательный сегмент, теперь сможет практически любой желающий. Сегодня от сферы образования, а уж тем более столичного, правомерно ожидают, если не чуда, то прорыва точно. Эти ожидания подкрепляются объемом затраченных внимания и ресурсов: кардинально обновились законы,  укрепилась материально-техническая  база. Достаточно посмотреть на структуру расходов федерального и  регионального бюджетов, чтобы убедиться в приоритете данной сферы.  Под особым контролем реализация так называемых майских указов Президента РФ, где предусмотрено поэтапное повышение заработной платы педагогов.  Но главным остается вопрос- как эти средства, спускаясь по финансовым этажам, достигают конкретного учительского кармана. Этот процесс должен быть максимально прозрачным и понятным любому, кто работает в том или ином коллективе. Тем более, что статья 47 федерального закона Об образовании дает каждому педагогу  право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации. Но зачастую распределение так называемой стимулирующей части оказывается  большим секретом для маленькой компании. В октябре под эгидой ОНФ состоится большой образовательный форум, где в том числе будет рассматриваться вопрос, как увеличение расходов на образование повлияло на качество образования и социальное самочувствие педагогов.  В преддверии форума был проведен опрос учителей во всех регионах страны, приведу только две цифры- лишь пятая часть опрошенных педагогов отметили, что удовлетворены  условиями работы. И только 36 процентов признались, что у них улучшилось материальное положение. Согласитесь, при том, что объем государственного финансирования в данную сферу только в нашей республике составляет  около55 миллиардов рублей - результаты весьма скромные. И это без учета потенциальной возможности, которую предоставляют новый Закон и стандарты образования по привлечению внебюджетных средств.Мы все понимаем, что повышение оплаты труда педагога- это не самоцель. Это необходимый шаг к качеству результатов. Будем надеяться, что внедрениепрофессионального стандарта педагога и переход к системе эффективного контракта позволит отрегулировать существующие вопросы по системе оплаты труда и  запустить механизмы внутренней мотивации. Что касается внешних факторов, то очень мощным я бы назвала раздражителем, станет возможность публичного контроля и оценки деятельности любой государственной организации, в том числе образовательной, со стороны  общественности. Сразу два новых федеральных закона появились этим летом.  - 2 августа 2014 г. вступил в силу федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Статья 3предусматривает, чтоГраждане Российской Федерации  вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.  Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность в целях общественной проверки, анализа и  оценки издаваемых актов и принимаемых решений государственных и муниципальных организаций.    - С 21 октября 2014 г. вступит в силу Закон под длинным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Предусмотрено в частности изложить в новой редакции статью 95 Закона об образовании, которая так и называется-Независимая оценка качества образования. Проводиться она будет по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, комфортность условий в них, доброжелательность, вежливость, компетентность работников, а главное, удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на образовательную деятельность.Но на их основе могут формироваться рейтинги, как самих организаций, так и  реализуемых ими образовательных программ.    Новые законы, таким образом, усиливают и конкретизируют  статью 89Закона об образовании, где говорится, что управление системой образования осуществляется на принципах информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. А при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся- эта норма содержится в статье 30 базового закона. Таким образом, общественность должна статьне столько арбитром, сколько партнером образовательных организаций, участвовать в разработке оптимальных моделей для каждого учебного заведения. Конечно, понадобится несколько лет на обкатку механизмов общественного контроля и оценки,  но уже сейчас у каждого руководителя образовательной организации  должен быть алгоритм выстраивания диалога с общественностью и понимание, что за репутацией, рейтингом школы стоит личность педагога. Вот почему так важно его социальное самочувствие. Закон об образовании говорит, что в  Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и они имеют  свободу выбора средств, методов обучения и воспитания. Поэтому качество результатов - это прежде всего личный вклад отдельного педагога. А оценка его труда зачастую  не может быть сиюминутной, всю жизнь мы помним и  благодарим своихнастоящих учителей. Людей, которые не просто объясняли формулы и правила, но и растили душу. В заключение хочу выразить благодарность всем, кто принимал участие в организации и проведении патриотических акций «Я-гражданин великой страны» и «Бессмертный полк», в канун 70-летия Великой Победы примеру Уфы последует вся республика. Благодарю за внимание и желаю нам всем успешного учебного года!  



     
Рейтинг: 4  Аиткулова Эльвира Ринатовна 0 678

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.