08.07.2014

5 июля и.о. Президента РБ Р. З. Хамитов провел семинар- совещание о реализации плана мероприятий по Году культуры.


Общественная дискуссия о культуре велась всегда. Самый острый вопрос – как и почему она должна финансироваться? В какой мере государство считает себя вправе и обязанным влиять на культурные процессы? Все- таки культура- это сфера развлечений, без которой вполне себе можно обойтись или фундамент для всех общественно- политических процессов.  Еще в начале двадцатого века философ, политический  деятель Антонио Грамши определил, что    любое государство, стоит на двух китах - силе и согласии, опираясь  на «культурное ядро» общества. Пока это ядро стабильно, в обществе сохраняется существующий порядок. Подрыв этого «культурного ядра», разрушение этой коллективной воли – условие революции. Создание такого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. И то, что сегодня есть на Украине- тоже результат  обесценивания культурного кода. Вот почему так важно, что сегодня показывают в наших учреждениях культуры, кто их финансирует и с каким настроем зритель их покидает. Еще один извечный вопрос-как  вырабатывать иммунитет к культурным суррогатам, как формировать  подлинный  культурный  запрос? Назрело  обсуждение концептуального содержания и идеологии культурного развития нашего общества, результатом которого должно стать внедрение механизмов достижения высоких культурных стандартов и повышения роли культуры в повседневной жизни каждого человек. И здесь важную роль играет законодательное регулирование сферы, как на уровне федеральном, так и субъектов. Документ под названием "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" является базовым и призван регулировать все многообразие в данной сфере.  Принят он был 22 года назад и требует кардинального обновления. Появится ли в Год культуры новый профильный закон-  эксперты во мнениях расходятся. Пока же по аналогии с действующим в 54 субъектах страны, включая Республику Башкортостан,  приняты региональные законы. Остановлюсь на трех  направлениях, которые нашли отражение в законодательной базе некоторых субъектов и могут быть применимы у нас:
Во-первых, очень разнородной выглядит система социальной поддержки в субъектах: закон Саратовской области «О культуре»- предполагает учреждение грантов и присуждение премий, Закон «О культуре в ЯНАО»- предусматривает единовременные пособия молодым специалистам, вознаграждение при достижении пенсионного возраста, компенсации на оздоровление и проезд к месту отдыха, ежемесячные надбавки отдельным категориям, Закон «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области»- предусматривает установление доплаты за профессиональное мастерство,  результативность и качество работы. В нашей республике практически все меры социальной поддержки оформляются через акты исполнительной власти, в итоге объем финансирования на эти цели зачастую не уступает и даже превосходит показатели других регионов. Но когда эксперты проводят мониторинг того, что вписано именно в профильный закон, то Башкортостан оказывается в числе регионов с так называемым декларативным законом.     Во- вторых, перспективным выглядят положения Законов, которые оперируют понятиями стандарты и качество- Закон Забайкальского края «О культуре»- предусматривает установление краевых минимальных стандартов качества предоставления государственных услуг  в культуре, опубликования ежегодных данных о социокультурной ситуации в крае, учитывая и удовлетворенность населения состоянием в данной сфере. Закон «О государственной политике в сфере культуры в Московской области»- определяет качество проектов с учетом их влияния на достижение качественных или количественных показателей при достижении целей и решении системных задач развития сферы культуры. Закон «О политике в сфере культуры в Санкт- Петербурге» содержит требование повышения эффективности управления процессами в сфере культуры.Здесь следует оговориться, что буквально на неделе вовтором чтении депутаты Госдумы приняли Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Законопроектом предусматривается создание системы независимой оценки качества оказания услуг,в том числе организаций культуры. Для этого будут сформированы общественные советы. Независимая оценка качества оказания услуг будет осуществляться по таким критериям, как открытость и доступность информации об организации; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения, в том числе гражданами, имеющими нарушения в состоянии здоровья, главный же критерий-удовлетворенность качеством оказания услуг тех, кто ее получает. Закон послужит развитию реальной демократии,  даст возможность использования обратной связи и исходя из этих оценок эффективного использования бюджетных средств. В- третьих, вызывают уважение субъекты, которые, не дожидаясь ратификации Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, закрепили в базовых или специальных законах необходимость защищать языки, обычаи, фольклор региона. Закон Республики Саха (Якутия) « О культуре» определяет, что героический эпос Олонхо, национальные традиции, языки, диалекты региона являются культурными ценностями. Законом «О некоторых вопросах в области культуры в Ставропольском крае» обеспечиваются права казачества и народов, проживающих на его территории на сохранение и развитие культурной самобытности посредством изучения, использования и популяризации фольклора. В республиках Тыва и Алтай приняты самостоятельные Законы, регулирующие эти вопросы.     В частности, в Законе республики Тыва прописана норма о создании Каталога объектов нематериального культурного наследия и Общественного совета по данному вопросу. Учитывая, что с глубокой древности на территории Башкортостана формировался огромный пласт многонационального народного творчества, включая эпос Урал- батыр, необходимость профильного закона для нашего региона вполне очевидна. Для  сохранения нематериального культурного наследия необходимо продолжение полевых исследований, обработка и систематизация выявленного, оцифровка фонограммных и рукописных материалов. В  фондах  Уфимского научного центра, Уфимской государственной академии искусств ожидают изучения уникальные аудиозаписи материалов фольклорных экспедиций, до сих пор остаются не до конца описанными и не введенными в оборот  арабо графические памятники фольклора. Сохранение культурного наследия обеспечивается, когда собранное от народа возвращается народу через книги и публикации.  Особенно перспективным выглядит издание фольклорных произведений в одной книге на трех языках: башкирском, русском и английском. В современных условиях, с развитием культурных контактов Башкортостана с зарубежными странами, издание памятников национального фольклора на иностранных языках приобретает особую актуальность. Главной задачей, определяющей формирование и развитие единого информационного пространства, является объединение существующих и вновь создаваемых ресурсов в единую интеграционную информационную систему на основе  реестра образцов нематериального культурного наследия. Для решения такого комплекса стратегических задач, конечно, необходим соответствующий региональный закон. По итогам парламентских слушаний нашим комитетом разработан проект закона «О нематериальном культурном наследии Республики Башкортостан». Согласно регламенту этот законопроект направлен для формирования заключения Президента РБ, надеемся, что законопроект получит путевку в жизнь в Год культуры. В целом, надо отметить, что особого внимания требует и  тема охраны объектов материального  культурного наследия. Налицо  кадровый голод в сфере- ни в одном из местных вузов нет профильного направления, как следствие не отработана система распределения ответственности в муниципальных органах власти: ни отделы культуры, ни отделы архитектуры не укомплектованы специалистами, обладающими соответствующими компетенциями. По итогам парламентских слушаний Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы принял решение этой осенью организовать курсы повышения квалификации для муниципальных специалистов управления историко-культурным наследием. Есть все основания говорить, что сфера культуры в республике обеспечена необходимой законодательной и  нормативной базой. Есть опыт, которым мы в свою очередь можем поделиться с другими субъектами. Но, конечно, всегда хочется большего. Проблемными зонами остаются поддержка молодых специалистов, состояние культуры на селе, не хватает нам федерального закона о меценатстве, чтобы бремя забот о культуре могли разделить неравнодушные граждане. Хотя ряд экспертов полагают, что можно обойтись без него и рассматривать меценатов, как благотворителей. При таком подходе, мы можем опираться на Законы государственной поддержке благотворительной деятельности в РБ. Статья шестая предусматривает предоставление налоговых льгот при осуществлении благотворительной деятельности, в том числе учреждениям культуры, но на деле, как инструмент эта норма активно еще не используется. И совсем свежий ответ на вопрос, как привлечь бизнес к финансированию сферы культуры содержится в обновленном Земельном Кодексе РФ- без торгов по распоряжению руководителей субъектов могут предоставляться участки для размещения социокультурных объектов и масштабных инвестиционных проектов. Эта новелла позволит регионам активно реализовывать схемы ГЧП, не нарушая закон. Норма начнет действовать с 1 марта 2015 года.      
Рейтинг: 2  Аиткулова Эльвира Ринатовна 0 702

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.