30.05.2014

Выступление Эльвиры Аиткуловой на Парламентских слушаниях

 Законодательное обеспечение сферы культуры: опыт Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации. 
Хәйерле көн, хөрмәтле дуҫтар! Комитет исеменән бөтәбеҙҙе лә мәҙәниәт йылы менан ҡотлайым һәм бөгөнгө сарала ҡатнашыуығыҙ өсөн ҙур рәхмәт белдерәм! 
Добрый день, дорогие друзья! Позвольте выразить надежду, что в этом зале сегодня состоится разговор о том, что мы вкладываем в понятие культурное пространство, что является вызовом современности, и какой ответ мы готовы дать. Общественная дискуссия о культуре велась всегда. Самый острый вопрос – как и почему она должна финансироваться? В какой мере государство считает себя вправе и обязанным влиять на культурные процессы? Может и должна ли культура быть самодостаточным сектором экономики, индустрией? Отчасти ответы на эти вопросы содержатся в докладе ЮНЕСКО. Так, рынок культуры в сфере обмена материальными предметами за последние пять лет составил в денежном выражении, более 60 миллиардов долларов. И с каждым годом эта цифра только растет. Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО заявила в связи с этим, что «культура сегодня является неотъемлемой частью экономики во всем мире, а значит, нуждается в признании и поддержке.  Это  индустрия, которая создает не только объекты культуры, но и рабочие места, помогает разным социальным группам коммуницировать между собой, помогает находить свою идентичность в обществе.  Культура не является отдельным объектом поглощения ресурсов общества, а скорее сама по себе создает и связывает социальную среду. И выравнивает ее».
Действительно, культура- это один из столпов идентичности.  Еще в начале двадцатого века философ, политический деятель, основоположник неомарксизма Антонио Грамши определил, что    любое государство, стоит на двух китах - силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемони¬ей. Она  опирается на «культурное ядро» общества. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра», разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Советник Ельцина философ А.И.Ракитов открове¬нно пишет в академическом журнале: 
«Транс¬формация российского рынка в рынок современного ка-питализма требовала новой цивилизации, новой общественной орга-низации, а следовательно, и радикальных изме¬не¬ний в ядре нашей культуры».
Постсоветский крах всех систем жизнеобеспечения страны, по мнению экспертов,  не случился бы без провала на культурном поприще. При обильном потоке слов о значимости культуры, инструментальными все эти отчеты и призывы так и не стали. И то, что сегодня есть на Украине - тоже результат  обесценивания культурного кода, искусная подмена его псевдокультурой. 
Интеллигенция воздействуя на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека, активно участвует в подрыве гегемонии того или иного класса. Это главный смысл существования интеллигенции, считает Грамши. Иллюстрация этих слов- подрыв гегемонии социалистических сил в странах Восточной Европы либеральной интеллигенцией. Сегодня- это общепризнанный факт, опубликован ряд научных трудов о роли театра в разрушении культурного ядра этих стран.  Вот почему так важно, что сегодня показывают наши театры, кто их финансирует и с каким настроем зритель покидает зал. В большинстве своем пресыщенный доступностью он имеет возможность выбора из бесконечного множества вариантов. Именно этот выбор, в конечном счете, и формирует его личность. Если граждане в большинстве своем потребляют низкосортную духовную пищу сомнительного происхождения,  то и о здоровье нации говорить сложно. Выбор этот может быть сделан, как сознательно, так и под воздействием манипуляций. Так как же вырабатывать иммунитет к культурным суррогатам, как формировать  подлинный  культурный  запрос? Назрело  обсуждение концептуального содержания и идеологии культурного развития нашего общества, результатом которого должно стать внедрение механизмов достижения высоких культурных стандартов и повышения роли культуры в повседневной жизни граждан. И здесь важную роль играет законодательное регулирование сферы, как на уровне федеральном, так и субъектов.
Слайд 6
Документ под названием "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" является базовым и призван регулировать все многообразие в данной сфере. В 54 субъектах страны, включая Республику Башкортостан,  приняты аналогичные региональные законы. И только в 4 законах субъектов есть определение самого понятия «культура». Остановлюсь на четырех  направлениях, которые нашли отражение в законодательной базе некоторых субъектов и могут быть применимы у нас:
1) Очень разнородной выглядит система социальной поддержки в субъектах: закон Саратовской области «О культуре»- предполагает учреждение грантов и присуждение премий, Закон «О культуре в ЯНАО»- предусмтаривает единовременные пособия молодым специалистам, вознаграждение при достижении пенсионного возраста, компенсации на оздоровление и проезд к месту отдыха, ежемесячные надбавки отдельным категориям, Закон «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области»- предусматривает установление доплаты за профессиональное мастерство,  результативность и качество работы. В нашей республике практически все меры социальной поддержки оформляются через акты исполнительной власти, в итоге объем финансирования на эти цели не уступает и даже превосходит показатели других регионов. Но когда эксперты проводят мониторинг того, что вписано именно в профильный закон, то Башкортостан оказывается в числе регионов с так называемым декларативным законом.  
2) Перспективным выглядят положения Законов, которые оперируют понятиями стандарты и качество- Закон Забайкальского края «О культуре»- предусматривает установление краевых минимальных стандартов качества предоставления государственных услуг  в культуре, опубликования ежегодных данных о социокультурной ситуации в крае, учитывая и удовлетворенность населения состоянием в данной сфере. Закон «О государственной политике в сфере культуры в Московской области»- определяет качество проектов с учетом их влияния на достижение качественных или количественных показателей при достижении целей и решении системных задач развития сферы культуры. Закон «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге» содержит требование повышения эффективности управления процессами в сфере культуры, а также меры по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры.
3)Вызывают уважение субъекты, которые, не дожидаясь ратификации Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, закрепили в базовых или специальных законах необходимость защищать языки, обычаи, фольклор региона. Закон Республики Саха (Якутия) « О культуре» определяет, что героический эпос Олонхо, национальные традиции, языки, диалекты региона являются культурными ценностями. Законом «О некоторых вопросах в области культуры в Ставропольском крае» обеспечиваются права казачества и народов, проживающих на его территории на сохранение и развитие культурной самобытности посредством изучения, использования и популяризации фольклора. В республиках Тыва и Алтай приняты самостоятельные Законы, регулирующие вопросы охраны нематериального культурного наследия. 
В частности, в Законе республики Тыва прописана норма о создании Каталога объектов нематериального культурного наследия и Общественного совета по данному вопросу. Учитывая, что Башкортостан- один из единичных российских регионов, имеющих  эпос, а также огромный пласт народного творчества, необходимость профильного закона очевидна.

4)И наконец, есть региональные законы, где установлены дополнительные гарантии защиты в виде  запрета на перевод учреждений культуры в здания, ухудшающие условия их деятельности –эту норму содержат  закон « О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области» и Закон «О культурной деятельности в Оренбургской области». 
Позитивный опыт других регионов требует изучения, осмысления  и актуализации на уровне нашей республики. В виде конкретных предложений они, надеемся, войдут в текст итогового документа- рекомендаций парламентских слушаний. 
Наряду с необходимостью обогащать законодательную базу Башкортостана, есть и очевидный факт использования не в полной мере существующего потенциала, который заложен в действующих Законах:
1) Закон Республики Башкортостан от 13.07.93 № ВС-18/19 «О культуре»
  - Правительством Республики Башкортостан не определены порядок назначения  обязательной, независимой и гласной экспертизы специалистами в области культуры республиканских программ-часть вторая статьи 7.
- порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан- часть третья статьи 49. 
2). Закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 № 224-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан»
- Правительством Республики Башкортостан  и органом государственной власти Республики Башкортостан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: 
- не утверждены перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Башкортостан- подпункт 9 статьи 4;   порядок согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений республиканского значения (подпункт 10 статьи 4);  
- не установлен порядок льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности (часть 2 статьи 9);
- не утвержден Перечень исторических поселений республиканского значения (часть 3 статьи 33.1);
- Республиканским органом исполнительной власти в области культуры не утвержден порядок согласования проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений республиканского значения (часть 3 статьи 33.2).
В целом, надо отметить, что вопросы охраны объектов культурного наследия требуют отдельного детального разговора. Прежде всего это касается кадрового голода в сфере - ни в одном из местных вузов нет профильного направления, как следствие не отработана система распределения ответственности в муниципальных органах власти: ни отделы культуры, ни отделы архитектуры не укомплектованы специалистами, обладающими соответствующими компетенциями. И это на фоне того, что  существенно возросла ответственность за нарушение законодательства об объектах культурного наследия. 
Зачастую на местах не обладают необходимой информацией о том, какие объекты культурного наследия расположены на их территории, как их можно и нужно сохранять и рационально использовать в качестве туристической инфраструктуры в интересах социального и экономического развития своей территории. Механизм можно разработать, опираясь на Программу развития культуры Республики Башкортостан и Программу «Развитие въездного и внутреннего туризма в РБ», в настоящее время эти документы не увязаны между собой.  Нужна республиканская целевая программа сохранения, рационального использования и популяризации недвижимого культурного наследия, включающая мероприятия общереспубликанского и муниципального уровня, которая должна быть разработана специалистами и обсуждена с участием заинтересованной общественности. 
3) Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 693-з «О театрах и театральной деятельности в Республике Башкортостан»  
    Правительством Республики Башкортостан не установлен порядок ведения реестра театров Республики Башкортостан (часть 3 статьи 8). 
    Предстоит еще проработать координацию деятельности министерств культуры и образования в части реализации положений нового закона об образовании. В идеале должно произойти превращение каждой общеобразовательной школы в центр культурного развития. 
Вместе с тем, с удовлетворением надо отметить наличие целого блока  подзаконных нормативных правовых актов Республики Башкортостан в сфере культуры: 
«Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Башкортостан на период до 2020 года», 
государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан», 
государственная программа «Башкиры Российской Федерации» на 2008 - 2017 годы»;
план мероприятий «О мерах по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы в Республике Башкортостан», 
Постановления Правительства РБ «Об оплате труда работников государственных учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан», 
«Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на поддержку развития театральной деятельности в Республике Башкортостан», 
"План мероприятий по подготовке и проведению в Республике Башкортостан в 2014 году Года культуры", 
«Об оказании государственной поддержки общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере культуры и искусства, национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений за счет средств бюджета Республики Башкортостан», 
«Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов Президента Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства и состава Комиссии по проведению конкурса на соискание грантов Президента Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства». 
Таким образом, есть все основания говорить, что сфера культуры в республике обеспечена необходимой нормативной базой. Конечно, хочется большего. Проблемными зонами остаются поддержка молодых специалистов, состояние культуры на селе, помощь деятелям, снискавшим славу Башкортостану на мировых площадках, а сегодня оказавшихся в забытьи. Не хватает нам федерального закона о меценатстве, чтобы бремя забот о культуре могли разделить неравнодушные граждане. 
Период перехода от плановой экономики к рыночной, оказавший существенное влияние на занятость, доходы, и, как следствие, на возможность культурного проведения досуга, прошел. Стабилизация ситуации и адаптация к новым экономическим условиям позволяет тратить населению больше средств и времени на культурный досуг. Предпочтения видны на диаграмме. Личным открытием для меня в этих цифрах стало то, что любителей музеев больше, чем киноманов.
Пример посещаемости театров и музеев показывает, что ключевая тенденция развития российской культуры сменилась. Если в 1992 - 2002 гг. развитие культуры скорее инициировалось «сверху», нежели являлось следствием повышения интереса со стороны населения - рост числа театров и музеев происходил на фоне снижения посещаемости, то в 2002-2012 гг. рост числа  организаций культуры сопровождался ростом числа их посещаемости: новый этап развития культуры – проявления естественного интереса населения к культурным мероприятиям. 
И это, согласитесь, радует. 
Завершая свое выступление, вернусь к его началу- чтобы сохранить мир и порядок в стране, а он начинается с каждого населенного пункта, необходимо, опираясь на наше культурное ядро: традиции, опыт поколений, дать адекватный ответ вызовам современности. Дать понять всеми миру, что повестку в Российской Федерации диктуют ее граждане. Для этого сфера культуры должна рассматриваться, как стратегическая, а ее заслуги ценится наряду с  военными. Ведь работники культуры тоже стоят на страже невидимых рубежей родины. 
Ихтибарыгыз осон рахмат!
Рейтинг: 4  Аиткулова Эльвира Ринатовна 0 731

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.