28.02.2014

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В Республике Башкортостан сформирована необходимая законодательная база для развития сферы физической культуры и спорта, которая способствует успешной реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.    Приняты и действуют законы «О физической культуре и спорте»; «О детско-юношеском спорте в Республике Башкортостан»; «О туристской деятельности в Республике Башкортостан»; «О молодежной политике в Республике Башкортостан»; «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров»;  «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»;  «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Башкортостан» и другие.Во исполнение законов Республики Башкортостан «О физической культуре и спорте» и «О детско-юношеском спорте в Республике Башкортостан» были приняты долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы и республиканская программа «Развитие детско-юношеского спорта в Республике Башкортостан на 2010-2014 гг. Профильное законодательство основывается на  принципах  обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, единства нормативной правовой базы на всей территории Российской Федерации, сочетания государственного регулирования с саморегулированием отношений субъектов данной сферы, содействия развитию физической культуры и спорта для  лиц с ограниченными возможностями здоровья. Если посмотреть на законодательное регулирование сферы в других субъектах, то можно отметить несколько уникальных проектов, которые условно можно разделить на три группы. Первая- в центре внимания определенный вид спорта: - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2012 г. № 31-РЗ «О развитии горнолыжного туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики» и Закон Республики Алтай от 23 ноября 2011 г. № 72-РЗ «О развитии зимних видов туризмаи отдыха в Республике Алтай»-   устанавливает возможность оказания государственной поддержки  горнолыжного туризма  путем предоставления организаторам горнолыжных трасс льгот по региональ­ным налогам,
финансирование развития горнолыжного туризма в рамках долгосроч­ных целевых программ. 
Вторая группа законов- это пример статусной мотивации для спортсменов и тренеров, к таковым можно к примеру отнести: - Закон Калужской области N 241-ОЗ от 30.09.2003 "О Почетном знаке "За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Калужской области" и Закон Иркутской области от 7 марта 2012 г. № 3-ОЗ «О почетных спортивных званиях по национальным видам спорта в Иркутской области». Последний, кстати, еще и стимулирует интерес именно к национальным видам спорта в регионе, а именно к конным скачкам, борьбе, стрельбе из лука.    И наконец, законопроекты, которые являются самыми затратными для бюджетов субъектов, но в то же время и самыми эффективными:
- Закон Калужской области от 28.03.2013 N 402-ОЗ"О дополнительных мерах социальной поддержки тренерам-преподавателям, приглашенным для работы в государственные учреждения Калужской области"- устанавливает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов по  найму  жилых помещений в пределах территории Калужской области.  Компенсация устанавливается специалисту в размере фактически произведенных затрат от  11500 до 17250 рублей в месяц. -Закон Калининградской области от 02.07.2012 N 135
"О мерах дополнительного материального обеспечения ведущих спортсменов Калининградской области и их тренеров"- от 100 тысяч рублей до 1 миллиона рублей составляют единовременные выплаты при достижении высоких спортивных результатов.
-Закон Ставропольского края от 01.03.2007 N 7-кз
(ред. от 14.11.2013, с изм. от 10.12.2013)
"О мерах социальной поддержки спортсменов и тренеров"-
предусматривает выделение субсидий на строительство или приобретение жилья  в размере от 95 до 30 процентов от стоимости жилья в зависимости от результата и статуса состязаний.
- ЗАКОН «О МЕРАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДУЩИХ СПОРТСМЕНОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ТРЕНЕРОВ»- от 29.05.2008 N 1041-IV- спортсмены- члены сборных страны получают по пятнадцать тысяч рублей ежемесячно, а также спортсменам и тренерам выплачиваются  единовременные денежные поощрения  и единовременная выплата на приобретение жилья на территории Нижегородской области от трех до семи с половиной миллионов рублей. - Закон Краснодарского края от 06.02.2008 N 1376-КЗ
(ред. от 04.02.2014)
"О социальной поддержке отдельных категорий работников государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и организаций дополнительного образования детей Краснодарского края отраслей "Образование" и "Физическая культура и спорт"- молодые специалисты в возрасте не старше 30 лет, имеющие законченное высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта- занимающие штатные должности тренеров или тренеров-преподавателей; 4000 рублей 
лица, занимающие штатные должности тренеров или тренеров-преподавателей, имеющие почетные звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер РСФСР", Заслуженный тренер СССР"-по 5000 рублей.
   В нашей республике нормы поддержки спортсменов и тренеров находят отражение в базовом законе. В  пункте  3 ст. 3 Закона «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» говорится, что органы государственной власти Республики вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта. Данная статья не изложена в императивной форме, а значит, решение принимается исходя из ситуации. То же касается и обеспечения жильем лиц, имеющих особые заслуги в области физической культуры и спорта- приобретение ими жилья на льготных условиях не предусмотрено. Но надо отметить, что вопросы поддержки спортсменов успешно регулируются актами исполнительной власти.  Распоряжением Правительства Республики Башкортостан учреждены 300 ежемесячных стипендий спортсменам-членам и тренерам спортивных сборных команд Республики Башкортостан и Российской Федерации. Средний размер стипендии составляет 12,5 тыс.рублей ежемесячно. Кроме того, согласно распоряжению Президента Республики Башкортостан от 14 июля 2011 года осуществляется материальное поощрение спортсменов за выдающиеся спортивные достижения на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх, чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы. Республика Башкортостан занимает одно из лидирующих мест по материальному вознаграждению спортсменов за выдающиеся достижения.    Но мы все прекрасно понимаем, что путь на пьедестал почета начинается с простого интереса и если он поддержан талантливым тренером и есть условия для занятий, только тогда можно говорить о предстоящем успехе. Именно поэтому сегодня руководство страны ставит задачу повышения массовости спорта и его общедоступности. На местах начинается поиск скрытых резервов. Для всех очевидно, что решать эту задачу надо быстро и эффективно. И предложение Президента республики  Р. З. Хамитоваобратить внимание на пришкольные территории- это самый актуальный ответ на существующий запрос.  Спортивные площадки есть при каждой школе, они  должны активно эксплуатироваться и стать центром спортивной жизни в микрорайоне и населенных пунктах. Мы начали анализировать, как в настоящее время складывается ситуация. По информации, которую нам предоставили районы и города, можно сказать, что типичной проблемой для пришкольных спортивных площадок является их слабая оснащенность, изношенность оборудования- от 30 до 80 процентов, есть не просто опасения по дальнейшей их эксплуатации, но, к сожалению и трагичные случаи. В принципе, трудно при современных подходах даже классифицировать многие  площадки, как  спортивные и годные для эксплуатации. Между тем, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" от  29.06.2011 N 85 прямо требуют при устройстве беговых дорожек и спортивных площадок предусматривать дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами, спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят. Поэтому сегодня, когда мы собрались, чтобы обсудить приоритеты в данной сфере, то, приходится констатировать, что если наша цель-повысить массовость в спорте, то главной задачей должно стать  обустройство пришкольных спортивных площадок. Учитывая, что во время избирательной кампании перед депутатами ставятся вопросы не только и даже не столько законодательного уровня, а больше связанные с комфортной средой проживания, мы изучили  опыт в том числе других регионов по использованию пришкольных территорий. На сегодняшний день существует два варианта создания УСП- универсальной спортивной площадки. Служат эти площадки от десяти лет и больше. Базой может быть, как просто огороженный участок, так и хоккейная коробка. Первый вариант оценивается в полтора миллиона рублей, второй дороже за счет размеров на один миллион рублей. Эти универсальные многофункциональные площадки эксплуатируются  круглогодично за счет продуманной системы дренажа и качественного искусственного покрытия. Сегодня наши резервы в образовательной сфере связаны и с тем, что обновленный закон российский и республиканский «Об образовании» указывают на то, что «образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя проведение как обязательных, так и дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом. Эти новации в законах позволяют шире использовать возможности школ и пришкольных территорий. Для тех учителей физической культуры, которые хотят большего,  конечно, современная система образования, включая стимулирующую систему оплаты труда, представляется очень перспективной, особенно если будут условия для полноценных занятий. Но при этом мы понимаем, что достойное оснащение пришкольных территорий- это предмет  возможно отдельного  разговора. По Закону полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта-это определение основных задач и направлений развития сферы с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных профильных программ, к расходным обязательствам муниципальных образований относятся обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры и массового спорта, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта. Иногда достаточно на селе одного энтузиаста- тренера, чтобы буквально заразить всех  любовью к спорту. В целях привлечения финансовых средств, иных материальных ресурсов в развитие детско-юношеского спорта органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут предоставлять налоговые и иные льготы для организаций физкультурно-спортивной направленности, иных организаций, вкладывающих свои средства в развитие детско-юношеского спорта и физического воспитания.И конечно, для таких организаций на уровне  муниципалитетов и органов государственной власти должен быть «зеленый  свет», а на уровне законодателей прорабатываться вопросы  вовлечения в сферу внебюджетных источников. В условиях бюджетного дефицита и повышенных потребительских ожиданий от власти, надо совместно искать варианты решений, в том числе, задачи по повышению массовости и общедоступности спорта и физической культуры. Президентом Республики Башкортостан, Правительством, Государственным Собранием – Курултаем целенаправленно оказывается государственная поддержка в финансировании отрасли физической культуры и спорта, но есть еще вопросы, которыетребуют, в том числе, законодательного регулирования для  того, чтобы провести качественные преобразования  в сфере. В завершение, хочу пригласить к более активному сотрудничеству, потому что все  мы – полноправные участники  законотворческого процесса. Новая редакции Конституции Республики Башкортостан, которая будет обсуждаться уже в третьем чтении в этот четверг,  максимально расширяет число субъектов законодательной инициативы.  
Рейтинг: 3  Аиткулова Эльвира Ринатовна 0 1311

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.