05.06.2013

Республиканский парламент: история и современность

В июне прошлого года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которым теперь ежегодно 27 апреля будет отмечаться День российского парламентаризма. В текущем году этот памятный день будет праздноваться впервые. В рамках подготовки к этой дате парламентом республики проводится работа по повышению информированности граждан о становлении республиканского парламента и о деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва. Так что же такое парламент? При демократическом государственном строе – это высший представительный и законодательный орган, который формируется путем избрания его населением страны. Парламент действуют от имени народа и ответственен перед ним и только парламент правомочен выражать волю народа в форме закона. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти. Если обратиться к вопросам становления парламентской системы Республики Башкортостан, то следует отметить, что исторически интересен новейший этап развития парламентаризма Башкортостана, берущий начало в 90-х годах двадцатого столетия. Именно тогда происходил интенсивный поиск конституционно-правового статуса республики, официальное его оформление. До начала 1990 года Башкортостан существовал в качестве национально-территориального образования с формально определенными элементами государственности в рамках жестко централизованной и унифицированной политической системы одной идеологии и одной партии. На новом политическом этапе развития страны Башкортостан стал одним из первых субъектов Российской Федерации, провозгласивших повышение своего политико-правового статуса в составе единого российского государства. Впервые на альтернативной основе был сформирован высший законодательный и представительный орган – Верховный Совет Башкирской АССР. Помимо законодательных и представительных функций Верховный Совет выполнял распорядительные функции, в систему полномочий Верховного Совета входило формирование республиканского правительства – Совета Министров, избрание Верховного Суда и народных судей. Законодательный орган фактически и юридически стоял над другими ветвями и институтами власти. Баланс полномочий между ветвями власти отсутствовал. Верховный Совет не работал на постоянной основе. В числе освобожденных членов законодательного органа были только депутаты, входящие в Президиум. В его состав включались по должности Председатель Верховного Совета, первый заместитель Председателя, а также председатели одиннадцати постоянных комиссий. Из наиболее значимых решений республиканского законодательного органа, получивших в то время широкий общественный резонанс, следует отметить принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и Конституции Республики Башкортостан. Верховный Совет сыграл значительную роль в окончательном оформлении политического режима: был учрежден пост Президента Республики Башкортостан, видоизменена система органов государственной власти республики, закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Работу республиканского законодательного органа можно характеризовать как начальный этап накопления опыта законотворчества, в ходе которого происходили первые политические дискуссии. В 1995 году Верховный Совет был упразднен, и вместо него избран двухпалатный законодательный орган нового типа: Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, представленный двумя палатами – Законодательной Палатой и Палатой Представителей. Законодательная Палата состояла из 40 депутатов, которые работали на постоянной профессиональной основе. Избиралась палата по мажоритарной системе в примерно равных одномандатных округах. Число депутатов Палаты соответствовало количеству одномандатных округов, то есть реализовался принцип «один человек – один голос». Палата Представителей насчитывала 154 депутата, заседания Палаты проводились по мере необходимости, ее члены работали без отрыва от своей основной деятельности. Формировалась Палата на выборной основе, но по принципу «два депутата от каждой административно-территориальной единицы республики». Общее руководство парламентом осуществлял Председатель Государственного Собрания, избранный на совместном заседании палат. У Председателя было три заместителя, два из которых одновременно являлись председателями Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Главной организационной структурой, в которой депутаты осуществляли свою парламентскую деятельность, стали семь зеркальных комитетов в каждой палате, каждый из которых имел свою направленность, свои предметы законодательного ведения. Законодательная Палата называлась еще нижней, в ней происходил основной правотворческий процесс. Подготовленный и принятый нижней палатой законодательный акт передавался в Палату Представителей, называемой верхней палатой. Если решения по тому или иному нормативному правовому акту между палатами не совпадали, Председатель Государственного Собрания созывал так называемую согласительную комиссию, в состав которой входили депутаты от обеих палат. После вынесения консолидированного решения согласительной комиссией документ возвращался на доработку в Законодательную Палату. Принципиальным отличием Государственного Собрания от Верховного Совета явилась работа депутатов на профессиональной основе и отсутствие в работе парламента исполнительно-распорядительных функций. Часть наиболее важных полномочий, выполняемых ранее законодательной властью, Конституция республики закрепила за Президентом Республики Башкортостан, который формирует правительство и руководит его деятельностью, предлагает кандидатуры на ряд государственных постов и должностей, реализует право законодательной инициативы. В марте 1999 года состоялись выборы в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан второго созыва. По обнародованной в 1998 году новой редакции Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» численность депутатских мандатов в Законодательной Палате сократилась с 40 до 30. На десять мандатов была снижена численность Палаты Представителей и составила 144 мандата. Избранный состав депутатского корпуса характеризовался высоким образовательным уровнем, наличием профессиональных юристов, квалифицированных правоведов. Было сформировано также как и в первом созыве семь зеркальных комитетов в каждой из палат, которые осуществляли основную работу по исполнению полномочий парламента как законодательного (представительного) органа. Для повышения эффективности деятельности комитетов были существенно изменены их полномочия. Теперь они имели право на законодательную инициативу, подготовку заключения по кодексам, законам, на проведение парламентских слушаний, на аналитическую работу по исполнению законодательных и иных актов. Высокая продуктивность работы парламента выразилась в принятии им около 500 законов. Деятельность Государственного Собрания второго созыва осуществлялась в условиях особой социально-политической ситуации, обусловленной тем, что федеральный центр начал проводить политику, направленную на пересмотр договорных начал федеративных отношений, а также договорного характера взаимоотношений Республики Башкортостан и Российской Федерации. Была поставлена под сомнение легитимность суверенитетов республик в составе Российской Федерации, многих их конституционных норм, положений и принципов, закрепленных в их политико-правовых документах. В ноябре 2000 года парламент провел первое обновление Конституции Республики Башкортостан, в текст которой был включен Договор Республики Башкортостан и Российской Федерации от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», что повлекло за собой совершенствование всей системы законодательства Республики Башкортостан. Были внесены изменения в такие нормативные правовые акты, как законы о Президенте Республики Башкортостан, Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан, Кабинете Министров, Конституционном Суде, местных органах государственной власти, нотариате, адвокатуре, мировых судьях. В период работы Государственного Собрания второго созыва обсуждался вопрос о целесообразности наличия в парламенте последующих созывов двух палат. Во-первых, порядок формирования и структура полномочий палат Государственного Собрания не гарантировало реализацию принципа оптимального представительства (количество депутатов от села превышало количество представителей от городов в то время как городское население составляло две трети всего населения республики), во-вторых, депутаты Палаты Представителей имели возможность совмещать депутатство с работой в структурах исполнительной власти, значительная часть из них являлись главами администраций, сотрудниками министерств и ведомств. Наличие в законодательном органе представителей исполнительной власти да еще в большинстве ограничивало возможности выполнения Государственным Собранием контрольной функции в отношении Президента и правительства. Выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан третьего созыва состоялись в марте 2003 года на основе демократических принципов проведения избирательной кампании, равного представительства всех регионов республики. Выборы явились одними из первых в России, которые состоялись на базе обновленного федерального законодательства о выборах, обуславливающего рост роли политических партий в избирательном процессе. В отличие от предыдущих выборов были изменены границы округов с учетом интересов населения. В результате проведения избирательных процедур в состав депутатского корпуса вошли представители пяти политических партий, составившие 80,8 процента от общего числа депутатов Государственного Собрания. Среди них подавляющее большинство депутатских мандатов получило региональное отделение Всероссийской партии «Единство и Отечество» – Единая Россия – 89. По два депутата представляли партию «Союз правых сил», Народную партию России, Аграрную партию России и партию «Яблоко». Не смогли получить депутатские мандаты представители Коммунистической партии Российской Федерации, движения «Трудовая Башкирия». Депутатский корпус был сформирован на основе соблюдения новых конституционных норм, предусматривающих создание однопалатного парламента. Председателем Государственного Собрания был избран Толкачев К.Б., который возглавил парламент второй созыв и за прошедшие годы накопил значительный опыт руководства парламентом, осуществления законотворческой деятельности. Его заместителем стал С.Т. Кусимов, работавший в этом же качестве в парламенте первого и второго созывов. Государственное Собрание образовало Президиум, подотчетный ему в своей деятельности. В его состав вошли Председатель Государственного Собрания, заместитель Председателя, председатели семи постоянных комитетов. Деятельность Государственного Собрания третьего созыва была направлена на оптимизацию внутренней структуры парламента, развитие его конституционных основ, приведение в соответствие с Конституцией всей системы республиканского законодательства, а также ее совершенствование с учетом изменений федерального законодательства. Выстроена принципиально иная структура парламента, сформирован коллективный управленческий орган – Президиум. Много сделано депутатским корпусом по развитию законодательства, касающегося формирования и функционирования системы местного самоуправления, по приближению центра принятия публичных решений непосредственно к населению, оптимизации законодательного регулирования системы общественных отношений в республике с учетом местных особенностей и специфики. Выборы депутатского корпуса Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва состоялись в марте 2008 года. Законодательный орган впервые был сформирован по смешанной избирательной системе: по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам. Государственное Собрание четвертого созыва – действующий в настоящее время парламент состоит из 120 депутатов, 60 из них избраны по одномандатным избирательным округам, и 60 по единому республиканскому округу, где итоги выборов определялись по партийным спискам. В парламенте сформировано две фракции: фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», состоящая из 114 депутатов и фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации», включающая 6 человек. Парламент сохранил структуру прежнего созыва. На постоянной профессиональной основе работают 16 депутатов, образованы Президиум и семь постоянных комитетов, обеспечивающих решение законодательных и представительных задач. Возглавляет парламент председатель Государственного Собрания Толкачев К.Б., который в работе опирается на двух заместителей: заместителя, работающего на постоянной профессиональной основе Зинурова Р.Н. и заместителя, выполняющего свои функции без отрыва от основного рода деятельности, депутата от фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» Старова В.Н. Полномочия Государственного Собрания определены статьей 7 Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан». В законотворческой деятельности это прежде всего принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан; толкование законов Республики Башкортостан; принятие бюджетных документов; установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан. Это и установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения; решение вопросов, связанных с границами Республики Башкортостан, с проведением референдума республики. Государственное Собрание полномочно устанавливать порядок проведения выборов Президента Республики Башкортостан, принимать решение о недоверии (доверии) Президенту Республики Башкортостан, согласовывать назначение на должность Премьер-министра Правительства и Прокурора Республики Башкортостан; назначать на должности Судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Башкортостан, избирать мировых судей. Парламент образовывает Контрольно-счетную палату Республики Башкортостан. Государственное Собрание осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и проводит парламентские расследования. Помимо указанных полномочий парламент, будучи органом, в котором представлены разнообразные интересы, работая открыто, находясь в постоянном и тесном контакте с гражданами, играя видную роль в системе конституционных органов государственной власти, выполняет контрольные функции. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. Парламентом решается вопрос о доверии высшему должностному лицу исполнительной власти. На заседаниях Государственного Собрания проходят заслушивания ежегодных отчетов президента о результатах деятельности правительства республики, Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, Уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей республики. Парламентом проводится так называемый правительственный час, в рамках которого депутатский корпус обращается к должностным лицам с вопросами о деятельности правительства. Решение финансовых вопросов в рамках парламентского контроля составляет особую парламентскую прерогативу. Это прежде всего рассмотрение проекта бюджета Республики Башкортостан, принятие закона республики о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования, рассмотрение и корректировки прогнозов социально-экономического развития, а также парламентский контроль за расходованием финансовых средств республики и многое другое. Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности. Свою постоянную деятельность, в том числе и законодательные функции Государственное Собрание осуществляет через разнообразные организационно-правовые формы – сессии, заседания парламента, заседания постоянных комитетов, комиссий, деятельность Президиума, депутатских фракций и групп, проведение публичных и парламентских слушаний. Основной формой деятельности Государственного Собрания является заседание, на котором происходит реализация полномочий, отнесенных к его ведению. Заседания проходят ежемесячно. Кроме самих депутатов, на заседаниях могут присутствовать и руководители исполнительной власти, представители общественных объединений, иные органы публичной власти республики. Их участие является проявлением принципа гласности в деятельности Государственного Собрания и принципа взаимодействия ветвей власти на республиканском уровне. Эффективность парламентской деятельности во многом определяется результатом работы постоянных комитетов и комиссий. В настоящее время в республиканском парламенте образованы по­стоянные комиссии – Мандатная комиссия, Комиссия по противодействию коррупции, Комиссия по депутатской этике, Комиссия по соблюдению Регламента и Комиссия по контролю за ходом голосования с использованием электронной системы, Комиссия по награждению почетной грамотой и другие. Значимым механизмом в функционировании республиканского парламента является его Президиум, обеспечивающий общее руководство депутатским корпусом и координацию работы комитетов и других структурных звеньев. Основным итогом деятельности республиканского парламента является создание одной из наиболее развитых систем законодательства субъектов Российской Федерации, накопление солидного опыта законотворчества и правоприменительной практики. Законодательная процедура, осуществляемая парламентом, базировалась на большой и кропотливой работе над текстом законопроектов с учетом поступивших предложений и замечаний от граждан, общественных организаций, а также от депутатов, поддерживающих постоянную связь со своими избирателями. Сегодня в Башкортостане действуют Конституция Республики Башкортостан, 1045 законов, 219 из которых базовые республиканские законы и 6 кодексов, позволяющих осуществить регулирование общественных отношений с учетом интересов населения и перспектив развития Республики Башкортостан. Только в прошедшем году рассмотрено и принято 152 закона и 513 постановлений. Большое внимание парламентарии уделяют разработке и принятию законов по вопросам социальной защиты населения республики. Например, приняты: Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», согласно нормам которого семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также семьям, воспитывающим ребенка-инвалида предоставляется земельный участок в общую долевую собственность, что защищает права несовершеннолетних детей в случае продажи участка. Увеличилось число районов, где могут предоставляться земельные участки. Жители районов согласно принятого закона получают земли в границах соответствующего муниципального района. Закон Республики Башкортостан «О бесплатной юридической помощи в Республике Башкортостан», который установил категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, т.е. правового консультирования, помощь гражданам в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Закон Республики Башкортостан «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан», который определил принципы и порядок общественного обсуждения проектов законов Республики Башкортостан. Законом установлено, что на обсуждение прежде всего могут быть вынесены документы, затрагивающие основные направления социально-экономического развития республики, об исполнении бюджета республики и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. Участниками общественного обсуждения являются как граждане республики, так и региональные общественные объединения. Депутатский корпус работает как по внесению изменений в действующие законы республики, так и над законодательными актами принимаемыми впервые. Так, приняты Законы Республики Башкортостан «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Республике Башкортостан», «О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан», «Об обеспечении защиты прав граждан на предоставление жилищных и коммунальных услуг в Республике Башкортостан». Повышению качества законотворческой деятельности способствует поддержание республиканским парламентом законотворческих связей со всеми субъектами законодательной инициативы, выявление интересов и потребностей населения, проведение парламентских слушаний, круглых столов, направление депутатских запросов, проведение выездных заседаний постоянных комитетов, научно-практических конференций, совместных мероприятий с депутатами муниципальных образований, осуществление мониторинга за исполнением законодательства, законодательные исследования, подготовка докладов по итогам правотворческой деятельности парламента и другие формы парламентской деятельности. Участие республиканского парламента в федеральном законодательном процессе выражается в основном в двух формах: реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и представление отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения. Активность республиканского парламента в данном направлении работы хорошо комментируют цифры. Только в 2012 году Государственным Собранием рассмотрено и вынесено решение по 694 проектам федеральных законов, направлено 10 законодательных инициатив. Среди них: - «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги); - «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (о праве прокурора истребовать из соответствующего суда уголовное дело для разрешения вопроса о принесении надзорного представления); - «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (о предоставлении полномочий субъектам Российской Федерации и муниципальным районам по установлению нормативов отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты и бюджеты поселений); - «О внесении изменений в статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации» (о сохранении прав на жилое помещение у бывшего члена семьи собственника); Важное место в деятельности Государственного Собрания занимает межпарламентское сотрудничество с Советом Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, с законодательными органами субъектов Российской Федерации и с зарубежными парламентариями. Регулярно осуществляется обмен представительными делегациями парламентов, проводятся деловые встречи и консультации на уровне руководителей парламентов, комитетов и депутатов, руководителей и работников аппаратов, налажен широкий обмен законодательными актами, их проектами, информационными и другими материалами, печатной продукцией. Международное, межрегиональное и иное сотрудничество парламента и депутатского корпуса республики носит многообразный, динамичный характер и постоянно расширяется. Налажены международные связи с парламентами Чехии, Турции, Саксонии, Финляндии, Южной Кореи и других стран. Парламентом заключено 25 межпарламентских соглашения, протоколов о сотрудничестве и развитии сотрудничества с рядом законодательных органов субъектов Российской Федерации, парламентов иностранных государств. На примере Комитета Государственного Собрания по государственному строительству, заместителем председателя которого являюсь, остановлюсь на работе, проводимой постоянными комитетами. Основные направления деятельности комитетов заключаются в разработке и предварительном рассмотрении внесенных законопроектов, составлении заключений по законопроектам, внесенным субъектами права законодательной инициативы, участии в осуществлении контроля за исполнением законов Республики Башкортостан, проведении парламентских расследований, мониторинга и анализа реализации законов Республики Башкортостан и иных актов, принимаемых Государственным Собранием. Комитет по государственному строительству, называемый еще головным, в отличие от других постоянных комитетов обеспечивает проведение предварительного рассмотрения материалов по: - внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан, - согласованию назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Прокурора Республики Башкортостан - назначению на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, - назначению на должность и освобождению от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, - избранию мировых судей, - избранию члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, - назначению представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий, - избранию представителей в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Республики Башкортостан от Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, - ежегодным отчетам Правительства Республики Башкортостан о результатах его деятельности, Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Башкортостан, - ежегодному докладу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о состоянии законодательства Республики Башкортостан. Комитетом только в прошлом году подготовлено и внесено на рассмотрение Государственного Собрания 30 законопроектов и 65 проектов постановлений Государственного Собрания. В целях решения приоритетных вопросов, содержащихся в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию «Работать для людей» депутатский корпус Комитета разработал и предварительно рассмотрел такие проекты Законов Республики Башкортостан как «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан», «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях», «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О статусе депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан». Через два года исполниться двадцать лет деятельности республиканского парламента. Период деятельности органа значительный, чтобы сделать обоснованный вывод: Государственное Собрание является эффективным и современным законодательным и представительным органом государственной власти Республики Башкортостан, успешно реализующим возложенные на него задачи, вносит достойный вклад в поступательное развитие Башкортостана.
Рейтинг: 220  Ишмухаметов Рустам Рифатович 0 1839

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.