07.02.2012

О проекте федерального закона № 343830-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.

Сухарев по карточке Нилова.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Нарышкин С.Е.]. Пожалуйста.

 

СУХАРЕВ И. К. Владимир Николаевич, вопрос: имеются ли статистические данные о том, сколько должностных лиц привлечено к ответственности по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом?


ПЛИГИН В. Н. В настоящее время не располагаю такого рода данными. Традиционно мы предметно располагаем теми данными, которые предоставляет Генеральная прокуратура в рамках своей компетенции в случаях, когда она выступает инициатором. Есть данные судебной статистики, данных правоприменительной практики по этой статье нет. Если вы посчитаете возможным прийти на следующее заседание комитета и уточнить, по какой области, по каким субъектам вам нужна статистика, мы можем направить запросы. Вообще, ваш вопрос носит оправданный характер. Почему? Потому что мы принимали изменения в данное законодательство, и было бы неплохо провести мониторинг того, каким образом эти изменения работают. Это действительно правомерный вопрос. Сложность заключается в том, что эта статистика в разных субъектах Российской Федерации не всегда адекватно ведётся.


. . . . . . .
(Бюлл. N 6(1244); Ч.1: Стр.63)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Нарышкин С.Е.]. Спасибо.

Иван Константинович Сухарев.

 

СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Хотелось бы всё-таки обратить внимание на то, что проблема существует. И вопрос по данным о привлечении должностных лиц к ответственности по указанной статье был задан не зря. Дело в том, что сложилась порочная практика, связанная с неисполнением адвокатских запросов. Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики, иные документы от органов государственной власти, а также общественных объединений и организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрашиваемые им документы не позднее чем в месячный срок с момента получения запроса адвоката. Несомненно, это очень важное и необходимое для адвоката право, без которого, как я считаю, невозможно оказание квалифицированной юридической помощи, право на которую предоставлено статьёй 48 Конституции Российской Федерации.

Поскольку при выполнении требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания возложена на стороны судебного процесса, соответственно, справедливое судебное разбирательство невозможно без этого института. Однако на практике указанные положения закона не исполняются, ну, не всегда исполняются отдельными представителями органов власти и организаций, а порой откровенно игнорируются ими под предлогом, что соответствующая информация может быть представлена только по запросу суда, рассматривающего дело, ссылаясь на отраслевые законы и специальные нормы. Таким образом, налицо нарушение закона об адвокатуре, в конечном итоге приводящее к тому, что явно нарушается конституционное право граждан на оказание квалифицированной юридической помощи.

Неисполнение адвокатского запроса обусловлено, по моему мнению, следующими причинами.

Одна из причин кроется в неопределённости порядка предоставления сведений. Законодателем предусмотрено предоставление сведений в порядке, установленном законодательством, и именно здесь возникает правовая неопределённость - в том, какой именно порядок предоставления должен быть использован непосредственно при исполнении адвокатского запроса. При этом нельзя забывать о том, что информация может быть открытой, и в этом случае в отношении адвокатского запроса, как уже говорил Владимир Николаевич, действует общий порядок предоставления сведений гражданам, а может иметь ограниченный доступ, требующий соблюдения конфиденциальности, и доступ к ней ограничен федеральными законами. Таким образом, порядок и основания предоставления информации, имеющей конфиденциальный статус, законодательно урегулированы в большей степени, однако при этом специальными законами адвокат не отнесён к специальным субъектам, имеющим право затребовать такую информацию.

Из сказанного следует, что отсылочная конструкция вышеприведённой нормы закона об адвокатуре приводит к тому, что, применяя порядок, установленный законодательством, правоприменитель в большинстве случаев не использует сам порядок, а находит основания для отказа адвокату в предоставлении сведений, без которых невозможно оказание квалифицированной юридической помощи, право на которую установлено Конституцией Российской Федерации. Таким образом, поскольку передача адвокату конкретных сведений нигде прямо не предусмотрена, на практике адвокаты вынуждены получать информацию, интересующую их, на иных основаниях и в ином порядке, то есть обращаться от имени доверителя на общих основаниях.

Другой причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является то, что ответственность за неисполнение адвокатского запроса законом действительно не предусмотрена, и статистические данные только подтвердят то, что лишь единицы должностных лиц привлечены к ответственности по данной статье административного кодекса.

Таким образом, проблема существует: обязанность предоставить данные есть, а ответственности нет - всё-таки надо как-то её решать.

Спасибо.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Нарышкин С.Е.]. Спасибо.

Гарри Владимирович, Андрей Викторович, будете выступать?

Владимир Николаевич, пожалуйста.

Депутату Плигину микрофон включите.

Рейтинг: 28  Сухарев Иван Константинович 0 795

Комментарии

 

Чтобы добавлять комментарии Вам необходимо авторизоваться.